Эксплуатируем вместе

Для эффективного ведения бизнеса авиакомпаниям необходимо иметь парк воздушных судов, по вместимости и дальности полета соответствующий их маршрутной сети, чтобы при увеличении пассажиропотока можно было поставить на линию самолет большей вместимости, а при сокращении — меньшей. Однако возможности такого маневра у большинства российских авиакомпаний весьма ограничены. Нередки и ситуации, когда один перевозчик намерен выйти на новый маршрут, но у него нет подходящего для этих целей самолета, а у другого самолеты имеются в избытке, но нет выгодных маршрутов. Выходом может стать совместная — в той или иной форме — эксплуатация линий.

Специалистам авиакомпаний известно множество форм коммерческого взаимодействия, выработанных в мире для решения подобных проблем. Это, например, совместная эксплуатация маршрута (код-шер) — выполнение рейса на одном самолете под кодами сразу двух компаний. Так, если раньше «Аэрофлот» и Air France имели по три собственных рейса между Москвой и Парижем, то после заключения соглашения о код-шеринге в 2002 г. каждая из компаний смогла предложить своим пассажирам по шесть совместных рейсов под кодом AF/SU (а теперь их стало уже восемь).

Возможна и аренда самолетов одной компанией у другой — как самих по себе, так и вместе с экипажами (такая форма называется мокрый лизинг, от английского wet lease). При этом рейс под кодом и флагом одной авиакомпании фактически выполняет воздушное судно и экипаж другой компании.

В первой половине 90-х гг. среди российских авиаперевозчиков были распространены самые разные формы сотрудничества, особенно на чартерных туристических рейсах, приносивших основные деньги. Вольница приводила к разного рода злоупотреблениям. К примеру, были случаи, когда накануне туристического сезона создавалась новая авиакомпания, которая арендовала по городам и весям простаивающие самолеты вместе с экипажами, осуществляла — успешно или не очень — чартерные перевозки и к концу сезона благополучно исчезала, оставив за собой множество долгов. В худшем варианте оставались еще и туристы, брошенные на курорте из-за исчезновения перевозчика или отсутствия у него самолетов.